Липидоз печени кошек

Липидоз печени кошек – избыточное отложение жира (триглециридов) в вакуолях клеток печени, что значительно ухудшает работу органа и может вести к развитию недостаточности органа. Точные причины липидоза печени кошек остаются невыясненными, поэтому он часто именуется идиопатическим (термин определяющий неопределенность причин развития). Основной пусковой механизм развития липидоза печени кошек – голод животного, он может развиваться по тем или иным причинам.

Для покрытия энергетических потребностей, организм начинает активно использовать жировые отложения тела, но, при недостаточном поступлении белка с пищей, печень не справляется с его переработкой и жир, в значительных количествах, накапливается в клетках. Скопление (аккумуляция) жира в печени при липидозе кошек значительно ухудшает ее функции, это негативно отражается на общем состоянии животного, способствует дальнейшему отказу от пищи и тем самым замыкается порочный круг заболевания.

Следует помнить, что кошка – то животное, которое очень плохо переносит голод, и, в ряде случаев, причины приема пищи достаточно не значительные и разрешаются сами по себе, но приходится лечить последствия (часто в виде липидоза печени кошек).

Липидоз печени кошек – самое распространенное поражение паренхимы печени. Заболевание имеет ряд синонимов, таких как: идиопатический липидоз печени кошек, стеатоз печени кошек; синдром жировой печени.

Причины

Как уже было сказано выше, точные причины развития липидоза печени кошек не определены и основным пусковым механизмом служит голод животного. Достаточно условно, липидоз печени кошек подразделяется на первичный и вторичный, в зависимости от причин, ведущих к прекращению пищи.

Первичный липидоз печени кошек или идиопатический липидоз развивается на фоне различных стрессовых воздействий, ведущих к кратковременному отсутствию аппетита. Примерами таких воздействий могут служить такие отклонения как: инфекция верхних дыхательных путей, спаривание, введение в популяцию нового животного, изменение диеты. Стартовые механизмы идиопатического липидоза печени определяются не всегда. Как бы то ни было, на фоне голодания, организм скапливает в клетках печени избыточное количества жира, что ведет к дисфункции органа и его недостаточности, что еще больше нарушает аппетит и ведет к формированию порочного круга (отсутствие аппетита – липидоз – ухудшение аппетита – ухудшение липидоза).

Вторичный липидоз печени кошек развивается на фоне целого ряда других заболеваний, которые ведут к отказу от приема пищи. В данном случае, развитие липидоза провоцируют другие патологии, примерами их могут служить такие отклонения как: почечная недостаточность, гиперфункция щитовидной железы (гипертиреоз), воспаление поджелудочной железы (панкреатит), заболевания тонкого отдела кишечника, различные новообразования. Как и в случае первичного липидоза, развивается порочный круг (см. выше). Разрешение первичных заболеваний может сопровождаться разрешением проблем с печенью и кошка с липидозом вновь начинает принимать пищу и выздоравливает. А в ряде случаев устранение первичных проблем не ведет к выздоровлению животного, и приходится лечить липидоз печени кошек.

У большинства кошек с липидозом печени история болезни обычно выявляет какое-либо стрессовое событие в жизни (пр. введение в дом нового животного, внезапные изменения в диете) или заболевание, ведущее к потере аппетита. Начальное событие устанавливается не всегда. Вторичный липидоз печени, наряду с ожиревшими животными, может поражать кошек с нормальным весом или в состоянии истощения, и признаки заболевания часто скрыты за каким-либо заболеванием.

Если в начале развития липидоза отмечаются нехарактерные признаки (пр. потеря веса, обезвоживание, слюнотечение, рвота), то с прогрессом заболевания может развиваться желтуха (чаще видима на коже ушей и слизистых оболочках ротовой полости), отмечается тяжелое изнурение, вероятны признаки поражения головного мозга. (пр. депрессия, прижатие головы, кружение). Редким признаком липидоза печени кошек служат такие проявления как: понос или запор. При прощупывании брюшной полости, на приеме в ветеринарной кинике, обычно легко определяется увеличение размеров печени. Признаки липидоза печени могут выступать на первый план, либо сопровождаться признаками первичного заболевания, которое вызвало отказ от приема корма.

Диагностика

Подозрение на липидоз печени кошек возникает у ветеринарного врача при длительном голодании животного. Общий анализ крови выявляет неспецифические признаки (пр. умеренная анемия, стрессовая лейкограмма). При биохимическом исследовании крови определяется повышение уровня билирубина и ряда печеночных ферментов. При нарастающей печеночной недостаточности на фоне липидоза печени кошек – биохимия выявляет признаки недостаточности органа (пр. снижение белка альбумина, снижение уровня глюкозы, снижение уровня мочевины), это может служить неблагоприятным прогностическим признаком.

Обзорное радиографическое (рентген) брюшной полости обычно выявляет увеличение размеров печени, но размеры органа при липидозе могут оставаться в пределах нормы. При ультразвуковом исследовании печени определяется диффузное повышение эхогенности паренхимы печени, но данные изменения нельзя считать строго характерными для липидоза (вероятны различные вариации).

Диагноз липидоза печени кошек устанавливается при проведении тонкоигольной биопсии с забором материала и последующем цитологическом исследовании (данные манипуляции позволяют предположить диагноз с высокой долей вероятности). Окончательный диагноз (100%) требует хирургического забора куска печени с последующим патоморфологическим исследованием опытным специалистом (крайне редко используется в мировой ветеринарной практике). Суть в том, что ни тонкоигольная биопсия, с последующим цитологическим исследованием, ни хирургическая биопсия не проводятся в условиях нашей ветеринарной клиники.

Также, при липидозе печени кошек, проводится попытка выявления первичного заболевания, ведущего к отказу от приема пищи. В большинстве случаев лечение липидоза начинается уже при подозрении на его наличие, не дожидаясь получения окончательных результатов диагностических тестов.

При диагностике липидоза печени кошек также учитываются заболевания, дающие сходные клинические проявления: холангиогепатит кошек, новообразования печени (чаще лимфома), воспалительные заболевания кишечника, воспаление поджелудочной железы.

Основу лечения липидоза печени кошек составляет энтеральное кормление, это обеспечивает животное необходимыми для выздоровления компонентами. Данный вид кормления осуществляется только при установке различных вариантов питательных трубок. При энтральном кормлении предпочтение отдается установке пищеводной питательной трубки, в крайних случаях – трубки могут устанавливаться в пищевод через нос или через кожу непосредственно в желудок.

Принудительное кормление через пасть и использование различных стимуляторов аппетита при липидозе печени - является недостаточным для полного выздоровления. На фоне принудительного кормления через пасть у животного достаточно быстро (в течение 2-х суток) может развиться отвращение к определенному виду корма, что затрудняет последующее кормление через трубку. Принудительное кормление через пасть ведет к формированию стресса у животного, что может ухудшить течение липидоза. И последнее - насильственное или принудительное кормление через пасть просто не способно обеспечить животное необходимым количеством калорий, и питание в таком случае будет недостаточным.

При энтеральном кормлении животное обеспечивается достаточным количеством калорий и получает легкодоступные белки, жиры и углеводы. Поступление питательных веществ постепенно тормозит скопление жира в клетках печени и ведет к обратному развитию заболевания. О характере кормления следует консультироваться непосредственно с персоналом ветеринарной клиники. Питательная трубка, при благополучном течении липидоза, печени удаляется через 4-7 дней после начала самостоятельного приема пищи, не следует удалять трубку слишком рано (она не мешает самостоятельному приему пищи).

На начальном этапе лечения животному с липидозом печени может потребоваться введение противорвотных средств, в нашей ветеринарной клинике широко применяется препарат «Серения», он вводится подкожно 1 раз в сутки.

Прогнозы

Липидоз печени кошек характеризуется достаточно высокой смертностью. Ряд авторов расценивают, что смертность при липидозе печени кошек может достигать 40% (60% - благополучный исход). Кормление через трубку может занимать достаточно длительный срок, часть животных требует питательной поддержки на достаточно длительный срок (2-3 месяца), многие животные с липидозом печени начинают принимать пищу самостоятельно в течение 2-4 недель с момента начала кормления.