Вакцинация кошек и собак

Вакцинация входит в комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту животного от инфекционных заболеваний. После введения вакцины, содержащей небольшое количество обезвреженного возбудителя, иммунная система организма вырабатывает защитные антитела, которые сохраняются на достаточно продолжительное время (продолжают вырабатываться чаще годами). При последующем контакте с опасным возбудителем – организм будет готов к встрече с ним, и заболевание либо вообще не проявится, либо будет протекать в легкой безобидной форме. Задача врачей ветеринарной клиники – выбрать наилучшие компоненты для вакцинации, подобрать оптимальные время и кратность введения вакцины, для обеспечения качественной защиты питомца.

При проведении вакцинации можно опираться на официальные наставления к вакцине, на советы бывалых ветеринаров и заводчиков, но в нашей работе основу нашей работы составляет руководство по вакцинации собак и кошек всемирной ветеринарной ассоциации мелких домашних животных (WSAVA). При желании, его можно легко загуглить и прочитать на русском языке. Итак, первая версия данного руководства была опубликована в 2007 году, а в 2010 году в него были внесены некоторые изменения. Данное руководство допускает некоторые отличия в развитых и развивающихся странах, поэтому данный документ не является обязательным к исполнению и ветеринарные клиники должны его адаптировать для собственной работы в целях наилучшей возможной защиты животных от опасных инфекций. В работе нашей ветеринарной клиники, исходя из данного руководства, подобрана оптимальная схема защиты животных, которая широко обсуждается с владельцем.

Руководство разделяет отдельно базовые (core) и дополнительные (non-core) вакцины. Базовые вакцины должны получить ВСЕ собаки и кошки, независимо от ситуации или географического местоположения. К данным вакцинам относятся комплексные вакцины для собак и кошек. Например, комплексная вакцина нобивак DHPPi – содержит такие важные компоненты как D (distemper) - чума собак; H (hepatitis) – инфекционный гепатит собак; P (parvovirus) – парвовироз собак; Pi (parainfluenza) – парагрипп собак. В нашем регионе, для собак особенно актуальны парвовирусная инфекция и чума собак. Комплексная вакцина для кошек (пр. Nobivac TRICAT) содержит компоненты парвовируса (чумы) кошек, калицивируса кошек и герпесвируса кошек. В нашем регионе, вакцинацию против бешенства сотрудники рассматривают как базовую и настоятельно рекомендуют прививать всех животных с вероятным контактом, но с законодательством возникает некоторая путаница. Дополнительные вакцины используются только для животных из группа риска, в нашем регионе данный вид вакцин представлен препаратами против лептоспироза собак и лейкоза кошек. Ниже про них будет описано чуть подробнее.

Комплексная (базовая) вакцинация

Условно, профилактическую вакцинацию можно разделить на вакцинацию у молодых животных и у животных в зрелом возрасте. Итак, основными препятствиями для выработки полноценного иммунного ответа у животных молодого возраста является наличие материнских антител (поступают с молоком), а также неполноценность иммунной системы как таковой. Исходя из этого, вакцина может вводиться в более ранние сроки и с большей частотой. Щенки и котята начинают получать комплексную вакцину в возрасте 6-8 недель с и интервалом 2-4 недели (чаще 3) до достижения 16 недельного возраста или чуть старше. Данная схема вакцинации обсуждается с владельцем и может подбираться исходя из различных соображений, как бы то ни было – животное в молодом возрасте должно получить комплексную вакцину два раза с интервалом 3 недели (минимально допустимый набор). В дальнейшем – ревакцинация проводится в возрасте 6 месяцев или 1 года (на усмотрение владельца) и последующее введение вакцины допустимо только через три года. При обращении со взрослым животным с неизвестной историей вакцинации – достаточно однократного введения комплексной вакцины.

Вакцинация против бешенства

Для вакцинации против бешенства, врачи нашей клиники используют вакцину серии Нобивак (Nobivac Rabies), инструкция от производителя зарегистрирована для использования на территории Российской Федерации. Если следовать данной инструкции, животное получает первую вакцину против бешенства в возрасте 3 месяцев, через год оно должно быть привито повторно, и следующая ревакцинация проводится только через три года. И тут опять возникает некоторое недопонимание с государственными органами, тонкости вакцинации следует обсуждать отдельно с ветеринарным врачом.

Собаки обычно хорошо переносят вакцину против бешенства, у кошек вероятно развитие саркомы места инъекции – злокачественной опухоли с высокой степенью прорастания. В развитых странах, недопустимо вакцинировать кошек против бешенства в область лопаток, а только в заднюю конечность как можно дальше от тела животного. Также, в развитых странах недопустимо прививать против бешенства домашних кошек без доступа на улицу.

В более позднем возрасте – животное получает вакцину 1 раз в 3 года. Врачи нашей ветеринарной клиники следует догматам вышеприведенного руководства, которые гласят: не следует вакцинировать животное без необходимости, базовые вакцины (комплексная и бешенство) не следует вводить чаще, чем один раз в три года после ревакцинации в возрасте 6 или 12 месяцев, поскольку длительность иммунитета составляет долгие годы вплоть до пожизненной защиты.

Дополнительная вакцинация

Вакцинация против лептоспироза собак

Нобивак Lepto (Nobivac Lepto) содержит инактивированные компоненты некоторых штаммов возбудителя лептоспироза. Данный компонент не входит в состав базовой вакцинации, руководство по вакцинации WSAVA рекомендует использовать его на усмотрение ветеринарного врача только в тех регионах, где широко распространен лептоспироз. В зоне нашей работы лептоспироз собак практически не регистрируется, и сотрудники ветеринарной клиники не видят необходимости в его использовании.

Вакцинация против лейкоза кошек

В нашем регионе, заболеваемость вирусом лейкоза кошек достаточно высока, существует множество споров об эффективности вакцины против данного заболевания, но сотрудники клиники оценили соотношение «риск-польза» выработали отношение что любая кошка моложе 1 года при возможности вероятного контакта с другой кошкой должна быть вакцинирована. Вакцина вводится двукратно с интервалом 2-4 недели начиная с возраста не менее 8 недель.

Вакцина дорогостоящая и привозится только под заказ после обсуждения с владельцем ее необходимости. Вакцинация проводится только после тестирование на заболевание (также дорогостоящее), препарат вводится только для FeLV-негативных животных.

Также как при вакцинации против бешенства, вакцина против лейкоза кошек может дать формирование саркомы места инъекции, ее недопустимо вводить в область лопаток.

Немного о глистогонном

Перед вакцинацией животное должно быть обработано от внутренних паразитов, это улучшает скрытые процессы выработки иммунного ответа. В нашей клинике, во избежание излишних вопросов, одновременно с введением вакцины животное также получает глистогонное (бесплатно). Препарат предназначен для уничтожения круглых глистов (основной вид у молодых щенков), не всасывается в организме и не оказывает какого-либо действия на организм животного.

Вероятные побочные эффекты вакцинации

При введении вакцины у животного могут отмечаться некоторые побочные эффекты, регистрируются они крайне редко, но владелец должен быть наготове. Итак, ниже представлены основные виды осложнений, при возникновении которых следует обратиться за консультацией в ветеринарную клинику:
• Болезненность и припухлость в зоне инъекции (не требуют лечения);
• Различные аллергические реакции (отек морды, зуд и некоторое другое).

Следует помнить, что каждое введение белковых препаратов (вакцина) сопряжено с риском развития тяжелых аллергических реакций, в том числе и смертельных. Но, риск заболевания кошек и собак значительно перевешивает риски вакцинации.

Заключение

Итак, задача ветеринарного врача подобрать оптимальную схему защиты кошки и собаки от опасных заболеваний. Выбор конкретной схемы вакцинации происходит после обсуждения всех «за» и «против» совместно ветврача и владельца животного. Ниже приведена наилучшая схема применения базовой вакцины у щенков и котят в молодом возрасте, но не следует принимать ее как окончательный вариант.

Таблица. Схема оптимальной вакцинации базовой вакциной молодых щенков и котят.

Возраст первой вакцинации

Повторное введение вакцины

Возраст ревакцинация

Последующая ревакцинация

6-8 недель

каждые 2-4 недели до достижения возраста 16 недель или чуть старше

6 месяцев или 1 год

1 раз в 3 года (не чаще)

У возрастных животных с неизвестной историей предшествующей вакцинации, базовая вакцина вводится однократно, с последующей ревакцинацией 1 раз в 3 года (не чаще).

При необходимости вакцинации животных против бешенства и применения дополнительных вакцин – сотрудники ветеринарной клиники охотно ответят на все ваши вопросы и постараются подобрать оптимальную схему.