Потеря веса и истощение (кахексия) у кошек и собак

Снижение массы тела у кошек и собак – достаточно частый повод обращения в ветеринарную клинику, иногда ответ лежит на поверхности и не требует особых поисков, а чаще необходима обстоятельная диагностическая работа для выявления подлежащих причин. Суть в том, что если ваша собака или кошка худеют, это всего лишь проявления каких-либо отклонений в здоровье, и лишь найдя причину происходящего – можно говорить о соответствующем лечении и прогнозах.

Потеря веса – потеря веса тела животного в результате снижения количества жира или других тканей организма (мышцы, органы, кости). Масса жировой ткани и скелетных мышц изменяется быстрее всего. Клиническую значимость потеря веса приобретает в тех случаях, когда она превышает 10% от нормальной живой массы и это не должно быть связано с потерей жидкости. Врачи нашей ветеринарной клиники зачастую фиксируют вес животного при очередных визитах, и подняв историю болезни легко выясняется истинное положение вещей. При первичном поступлении следует достаточно осторожно опираться на субъективные оценки владельца.

Потеря веса при простом голодании отмечается у здоровых животных либо при ограничении поступлении калорий (недокорм, плохое качество пищи), либо при повышении энергетических трат (пр. физические нагрузки, избыточный холод, воздействие других животных при совместном содержании). На фоне простого голодания, в первую очередь происходит снижение веса животного за счет потери жировой ткани, атрофия мышц развивается только в тяжелых случаях.

Кахексия (истощение) – выраженная потеря веса тела вторично к подлежащим хроническим заболеваниям (пр. новообразования, сердечная недостаточность, воспалительные состояния). Характерным признаком кахексии является именно потеря мышечной массы, потеря жировой ткани при кахексии страдает меньше. Патофизиология кахексии более подробно изучена у людей, у кошек и собак лишь следует ожидать сходные механизмы. При различных хронических заболеваниях выделяют следующие основные факторы: повышение уровня воспалительных цитокинов (пр. интерлейкин-6, фактор некроза опухоли, катехоламинов, нейрогормонов и кортизола; повышение окислительного стресса; активация катаболических путей (сопровождается разрушением тканей); снижение уровня веществ ответственных за развитие тканей (пр. гормон роста). Все вышеперечисленные факторы при истощении ведут к нарушению регуляции аппетита, невосприимчивости тканями инсулина, повышенному разрушению мышечной ткани и ухудшению синтеза новых тканей. Для кахексии характерно именно снижение аппетита, вплоть до полного отказа, что еще больше ухудшает течение кахексии.

Саркопения (sarcopenia) – возрастные изменения в качестве и объеме мышечной массы, может развиваться без потери веса тела животного. Саркопения сама по себе развивается как естественный процесс старения, но в ряде случаев может сопровождать кахексию.

Причины

Потеря веса при простом голодании определяется достаточно легко, при сборе истории болезни оценивается качество кормления, расход энергии, взаимодействия между животными при групповом содержании (соревновательный голод), беременность и лактация у самок. При саркопении учитывается возраст животного и исключаются хронические заболевания, вызывающие истощение. Далее в статье речь пойдет в основном об истощении (кахексии) на фоне различных заболеваний. Далее приводится список основных заболеваний, которые сопровождаются снижением массы тела животного. Данный список далеко не полный.

Таблица. Основные заболевания, сопровождающиеся потерей веса кошек и собак.

Отсутствие аппетита или невозможность принимать пищу
• Снижение обонятельной функции (пр. гнойные поражения носовой полости). Ввиду того, что большинство кошек и собак воспринимают пищу только после ее обнюхивания, нарушение этого процесса обычно ведет к недостаточному поступлению калорий.
• Трудности с захватом и проглатыванием пищи. Это может развиваться при различных заболеваниях ротовой полости, ротоглотки и пищевода.
• Боль или тревога у кошек и собак.
• Назначение препаратов, снижающих аппетит вплоть до его полного отсутствия (пр. метронидазол).

Нарушение переваривания или всасывания пищи
• Воспалительные заболевания кишечника.
• Новообразования кишечника (пр. лимфома, карцинома, саркома)
• Возрастное снижение пищеварительных функций.
• Экзокринная недостаточность поджелудочной железы (недостаток ферментов поджелудочной железы в кишечнике).

Инфекционные и инвазионные заболевания
• Тяжелый кишечный паразитизм.
• Кишечные простейшие (пр. токсоплазмоз, неоспороз).
• Различные тяжелые хронические вирусные заболевания кошек и собак (пр. чумка собак, инфекционный перитонит кошек, вирусный лейкоз кошек, вирусный иммунодефицит кошек).
• Инфильтративный грибковые заболевания (пр. гистоплазмоз).

Метаболические заболевания
• Недостаточность различных органов (пр. сердца, печени, почек, поджелудочной железы).
• Недостаток или избыток кортикостероидов (гипо- или гиперадренокортицизм).
• Избыток гормонов щитовидной железы (пр. гипертиреоз кошек).
• Рак.
• Сахарный диабет.

Повышенная потеря питательных веществ или запор
• Энтеропатия и нефропатия с потерей белка (заболевания кишечника и почек).
• Тяжелые поражения кожи (пр. ожоги).
• Хронические выпоты в полости тела (пр. хилоторакс).
• Повышенный катаболизм (пр. лихорадка, инфекция, воспаление, рак).

Нейромышечные заболевания
• Болезни нижних двигательных нейронов.
• Некоторые поражения мышц (миопатии/миозит).
• Ряд заболеваний центральной нервной системы сопровождающиеся снижением аппетита.

С возрастом животного потеря веса тела и истощение отмечаются чаще, это связано как с естественными процессами старения. так и риском развития тяжелых заболеваний кошек и собак. Такими заболеваниями обычно служат различные новообразования (рак), заболевания сердца и почек:

Таблица. Проявления потери веса и кахексия при некоторых широко распространенных заболеваниях кошек и собак. (источник Blackwell Five-Minute Veterinary Consult Canine and Feline, 7e (2021)).

Потеря веса

Кахексия

Собаки

Кошки

Собаки

Кошки

Застойная сердечная недостаточность

42.5%

48.3%–54%

Неизвестно

Новообразования

5.5%-69%

Хроническое заболевание почек

28.9%-55%

36%-81%

28.9%

Клинические признаки и диагноз

На первом этапе устанавливается наличие снижения массы тела как таковой. Вначале проводится сбор истории заболевания, акцент делается как на характере кормления и аппетите животного, так и на проявления различных заболеваний из списка вероятных причин. Оптимально сравнение существующей массы тела с массой в карточке животного, но это достижимо не всегда. При осмотре животного, ветеринар определяет состояние тела и мышц: отложения жировой ткани возле ребер, позвонков, основания хвоста и низа живота у кошек; при оценке мышечной ткани проводится осмотр и прощупывание жевательных мышц, мышц лопатки и крыльев подвздошной кости таза.

После сбора истории болезни и физикального обследования животного, ветеринарный врач составляет список вероятных диагнозов и обсуждает с владельцем различные диагностические тесты, которые способны опровергнуть или подтвердить его предположения. Ввиду значительного списка подлежащих заболеваний, тесты могут включать различные анализы крови (общий и биохимический) и мочи, радиографическое исследование, ультразвуковое исследование, исследование фекалий, экспресс тесты на инфекционные заболевания и другое.

При снижении массы тела все действия ветеринара направлены именно на выявления подлежащих причин, и методы постановки окончательного диагноза значительно разнятся от случая к случаю.

Лечение и прогнозы

Как в случае диагностики, так и при составлении плана лечения домашних любимцев и определении прогнозов – все будет зависеть от подлежащих причин. Всегда следует помнить, что потеря масса тела – всего лишь симптом, и разрешение этого процесса зависит от возможности скорректировать основное, вызвавшее похудание, заболевание.

Фото 1. Боня, точный возраст не определен. Вес кошки составляет всего лишь 2 кг и 100 гр. При диагностике выявлена анемия, предположительно развившаяся на фоне инфекции вирусом лейкоза кошек (ВЛК). Кошке будет проводится поддерживающее лечение, но вряд ли удастся скорректировать заболевание, вызвавшее истощение.

Фото 2. Кошка 11 лет (приблизительно), повод обращения – угнетение, отказ от пищи, желтуха. Масса животного 2.400 (значительное истощение). После краткого обследования владелец был информирован о неблагоприятных прогнозах.

Фото 3. Кошка уличная (подвальная), сердобольные граждане отметили угнетение и рвоту. При осмотре выявлено значительное истощение животного – масса 2.400 и отсутствие подкожной жировой клетчатки. Обследование не выявило значительных отклонений и на фоне 2-дневного лечения кошка за неделю пребывания на стационаре набрала 460 гр. веса. Т.е. истощение было вызвано неблагоприятными факторами окружающей среды, а не серьезным заболеванием.