Гематохезия (кровь в кале) у кошек

Описание и причины

Гематохезия – медицинский термин, принятый для обозначения примеси свежей крови в фекалиях. Кровь в кале животного – это всего лишь признак поражения толстого отдела кишечника (ободочная и прямая кишки). Мелена – другой медицинский термин, он обозначает наличие переваренной крови в кале животного, при этом происходит окрашивание фекалий в черный цвет, данный признак обозначает кровотечение из верхних отделов желудочно-кишечного тракта (от пасти до толстого отдела кишечника).

Кровь в кале кошки может указывать на незначительные проходящие проблемы, а может быть признаком серьезных подлежащих заболеваний (они могут быть неотложными и требовать своевременного вмешательства). Единично встречаемая алая кровь в кале кошки чаще является незначительной проблемой, часто повторяющиеся примести крови в кале могут говорить о более серьезном заболевании и данный факт не должен игнорироваться ветеринаром.

Существует несколько причин появления крови в кале кошек, также существует некий диагностический подход: у пожилых кошек – наиболее вероятной причиной гематохезии является рак толстого отдела кишечника; у котят кровь в кале чаще говорит о кишечном паразитизме; у кошек среднего возраста – чаще расследуются различные, не очень значительные заболевания ободочной кишки.

Основные причины появления крови в кале кошек включают в себя нижеследующее:

• Инфекционные причины;
– вирусы (пр. панлейкопения кошек);
– бактерии (пр. сальмонеллез);
– простейшие (пр. кокцидиоз);
– кишечные паразиты (пр. круглые и ленточные глисты).
• Различные диетические нарушения:
– непереносимость некоторых компонентов пищи (чаще относится к испорченной еде);
– поедание инородных предметов (особенно костей);
– резкие перемены в кормлении;
– поедание пищи предназначенной для людей;
– различные виды пищевой аллергии.
• Новообразования толстого отдела кишечника и ануса, как доброкачественные (полипы) так и злокачественные.
• Воспалительные заболевания кишечника, сопровождаемые воспалением ободочной кишки (колит).
• Травма толстого кишечника или области ануса (пр. кусаные раны, переломы таза с поражением толстого отдела кишечника острыми отломками, проход острых непереваренных предметов по толстому кишечнику, введение таких инструментов как эндоскоп и головка клизмы);
• Коагулопатии (нарушение свертываемости) чаще развиваются у собак, у кошек отмечаются только как исключение.
• Инвагинация (телескопирование одной части кишечника в другую) вторично к инородному телу, опухоли или паразитизму.
• Стриктуры (сужения) ануса или ободочной кишки, они могут развиваться вторично к предшествующей травме, воспалению, новообразованиям или инородному телу.
• Хронический запор, который ведет к частым и повторяющимся попыткам продвинуть сухие твердые фекалии по ободочной кишке, что сопровождается повреждением слизистой оболочки.
• Воспаление анальных мешков (вплоть до формирования абсцессов) может давать путевые примеси крови в фекалиях.
• Неизвестные, иммуноопосредованные или плохо определяемые причины, они могут потребовать биопсии кишечника для определения типа воспаления.

Ввиду множества потенциальных причин появления крови в кале кошки, каждый отдельный случай гематохезии требует отдельного расследования. Ветеринар на приеме в клинике проводит тщательный сбор истории болезни с последующим физикальным обследованием (прощупывание, прослушивание и пр.) кошек с примесью крови в кале. Исходя из полученной информации он принимает решение либо о дальнейшем обследовании пациента либо останавливается на этом этапе и просто информирует владельца животного.

Первичный повод обращения владельца за помощью к ветеринару – наличие свежей крови в фекалиях кошки. Первый шаг при сборе истории болезни кошки с примесью крови в фекалиях – выраженность (количество крови) и наличие сопутствующих системных признаков. Признак воспаления в ободочной кишке – частые попытки к дефекации и изменение характера стула. Другие системные признаки могут включать в себя избыточное потребление воды, рвота, понос, потеря веса, снижение массы тела и некоторые другие.

Диагностика

При наличии крови в стуле кошек и проявлении сопутствующих клинических признаков, ветеринар на собственное усмотрение может провести нижеперечисленные диагностические тесты:
• Прощупывание (пальпация) органов брюшной полости через стенку у животного в сознании.
• Ректальное исследование – палец в перчатке помещается в прямую кишку и проводится оценка.
• Анализы крови (общий анализ и биохимический профиль), по ним определяются косвенные признаки наличия инфекции, воспаления, анемии, нарушение свертываемости, вовлечение других внутренних органов.
• Анализ мочи оценивает функцию почек, статус гидратации и наличие крови в моче.
• Множественное исследование фекалий на наличие паразитов, бактерий, простейших и наличия скрытой крови.
• Исследование коагуляционного профиля для выявления нарушения свертываемости крови.
• Обзорное радиографическое исследование органов брюшной полости в попытке дать оценку наличию инородных тел или опухолей.
• УЗИ органов брюшной полости встречает некоторые трудности при оценке ободочной кишки, применяется чаще для исследования других органов, оценки лимфатических узлов и наличия опухолей.
• Бактериальное исследование фекалий показано в случаях подозрения на бактериальную природу появления крови в кале кошки.
• Колоноскопия заключается в ведении через анус эндоскопа с осмотром слизистой оболочки и возможным забором кусочка тканей для патоморфологического исследования.
• Патоморфологическое исследование – когда небольшой кусок пораженной ткани отправляется опытному специалисту для исследования под микроскопом.

Выше перечислены основные тесты, которые могут оказать помощь в попытке приблизиться к диагнозу у кошки с кровью в фекалиях. Многие из приведенных тестов не доступны в условиях нашей ветеринарной клинике, это стоит обсуждать с лечащим ветеринарным врачом.

Существует несколько вещей, которые может предложить Ваш ветеринар, они включают:
• Изменения в диете животного;
• Жидкостная терапия (подкожная или внутривенная);
• Глистогонное для контроля кишечных паразитов;
• Антибиотик при подозрении на вовлечение бактериальной инфекции;
• Модификаторы подвижности толстого кишечника;
• Прочее.

Всегда следует помнить, что появление крови в кале у кошки – это всего лишь симптом, успешное лечение возможно только при определении конкретной причины. Вопросы о необходимой диагностике и лечению всегда следует обсуждать с лечащим ветеринарным врачом.

Фото 1. Кровь в кале у кошки, снято на телефон, предоставлено владельцем по личной просьбе