Камни мочевого пузыря у кошек

Описание и причины

Камни (уролиты)мочевого пузыря – физические агрегаты солей и других субстанций в мочевом пузыре.

Основная причина формирования камней в мочевом пузыре кошек – перенасыщение мочи различными солями. На выделение солей и формирование камней оказывают влияние как характер кормления так и особенности обменных процессов конкретного животного. В образование камней мочевого пузыря могут вносить вклад и некоторые другие причины (пр. различные воспаления мочевого пузыря, наличие ядра для формирования камня, снижение в моче уровня ингибиторов кристаллизации), но у кошек они редко играют существенную роль.

У кошек в мочевом пузыре в подавляющем большинстве случаев обнаруживаются два типа камней – струвиты и оксалаты (струвитные и оксалатные уролиты). Несколько десятков лет назад, преобладающими камнями у кошек были струвиты, в результате широкого применения промышленных кормов – значительно возросла частота встречаемости оксалатных камней, и на сегодня они встречаются примерно одинаково по частоте (50:50).

В редких случаях, у кошек могут обнаруживаться уратные камни мочевого пузыря (ураты), обычно они образуются на фоне заболевания печени (пр. врожденный портокавальный шунт). Еще реже, в мочевом пузыре могут быть обнаружены другие виды камней (пр. цистиновые и силикатные камни).

Основное патологическое действие камни оказывают посредством механического трения и раздражения слизистой оболочки мочевого пузыря. В некоторых случаях, камни могут привести к обструкции (закупорке) мочеиспускательного канала, но происходит это крайне редко. Полная обструкция мочевого пузыря кошек чаще развивается при идиопатическом цистите, при этом в мочевом пузыре нет камней.

Средний возраст проявления клинических признаков у кошек составляет 7 лет, т.е. заболевание приобретает клиническую значимость примерно в этом возрасте (±). Уролиты мочевого пузыря у молодых животных формируются крайне редко, и подозрение на камни возникает у животных среднего и пожилого возраста (обычно старше 5 лет). Основным поводом для обращения в ветеринарную клинику служит частое мочеиспускание животного малыми порциями, характерным признаком также является наличие крови в моче, но данный феномен отмечается не всегда. Признаки частого мочеиспускания с кровью могут возникать периодически, то нарастать, то ослабевать, то вовсе прекращаться. Но, без должного лечения, они редко исчезают насовсем.

При развитии обструкции мочеиспускательного канала – кошка сидит безрезультатно на лотке без выделения мочи, нарастает общее угнетение, появляется рвота, в краткосрочной перспективе наступает смерть животного от почечной недостаточности (обычно в течение 1-2 суток с момента полной закупорки камнями).

Диагностика

При развитии признаков частого приседания и частого мочеиспускания у кошек, подозреваются два заболевания – камни мочевого пузыря и идиопатический цистит кошек. Эти два заболевания проявляются в разном возрасте, первый эпизод идиопатического цистита отмечается в возрасте 1-2 лет, камни мочевого пузыря обычно ищутся в возрасте животного старше 5 лет. Возраст животного может направить ветеринарного врача в поисках того или другого заболевания.

Для обнаружения самого камня в мочевом пузыре, в рутинной практике применяются два метода – УЗИ и рентген мочевого пузыря. Для большей достоверности, лучше проводить два этих метода одновременно, это снижает вероятность получения ложноположительных и ложноотрицательных результатов и повышает эффективность диагностики. Трудности обычно возникают в идентификации камней малого размера.

Исследование мочи не обладает какой либо информативностью, наличие песка в осадке мочи не обозначает наличие камней в мочевом пузыре, уролиты могут отмечаться без обнаружения песка в мочи, и наконец тип песка чаще не соответствует типу камня мочевого пузыря.

Определения точного вида камня мочевого пузыря, требует его исследования в специализированной лаборатории после извлечения (на сегодня, проведение данного вида исследования затруднено). Внешний вид камня позволяет лишь заподозрить определенный вид, но при этом легко ошибиться.

Струвитные камни мочевого пузыря кошек отличаются способностью их растворения на фоне изменения кормления, оксалатные камни не подлежат обратному развитию. При идентификации камня в мочевом пузыре – вначале может быть проведено пробное кормление специализированными кормами (может быть использован специализированный или любой промышленный корм). При этом, животное должно есть только корм, без всяких добавок и угощений. Среднее время растворения струвитных камней на фоне диеты составляет 3-4 недели, если за это время камни исчезли или уменьшились в размерах – можно ожидать полного выздоровления животного. Камни оксалата кальция не способны уменьшиться или раствориться на фоне изменения диеты или применения каких либо препаратов, единственным методом их лечения является физическое удаление из мочевого пузыря.

В повседневной работе, распространенным способом удаления камней из мочевого пузыря кошек является цистотомия, когда у животного под наркозом через брюшную полость хирургически вскрывается мочевой пузырь и извлекаются все уролиты. В случаях обнаружения малых камней у самок, к выздоровлению может привести промывание мочевого пузыря под анестезией (изгнание малых камней с раствором).

При больших опасениях владельцев, камень мочевого пузыря может быть раздроблен посредством лазерной литотрипсии – когда через мочеиспускательный канал (чаще у самок) вводится специальный прибор и проводится дробление камня. Данный вид лечения не доступен в нашей ветеринарной клинике, при желании владельца кошки – можно найти специализированную ветеринарную клинику с профессионалами данной области на территории России. Следует помнить, что раздробление мочевого камня данным способом возможно только у кошек женского пола. Личное мнение – дробление мочевых камней у кошек посредством литотрипсии не несет в себе значимых преимуществ по сравнению с хирургическим удалением.

Прогнозы

Прогнозы на разрешение проблемы благоприятные, либо посредством диеты, либо посредством хирургического удаления камней – удается разово разрешить проблемы. Предотвращение образования струвитных камней достигается посредством диеты, но при использовании обычных кормов снижается риск образования струвитных камней, но повышается риск развития оксалатных. При использовании лечебных кормов (пр. Hill’s Multicare C/D and Royal Canin’s SO) можно попытаться снизить риск развития как струвитных так и оксалатных камней мочевого пузыря. У части кошек отмечается повторное развитие камней в мочевом пузыре через 3-5 лет после операции.

Фото 1. Обзорный рентген 8 летней кошки, обратились в ветеринарную клинику с признами частого мочеиспускания с кровью, в мочевом пузыре определяются 6 камней.

Фото 2. Вид камней извлеченных у кошки с фото 1. По внешнему виду это оксалаты

Фото 3. УЗИ мочевоо пузыря, характерный вид камня.