Зудневая чесотка собак (саркоптоз)

Описание и возбудитель

Саркоптоз или зудневая чесотка собак – высоко контагиозное (заразное) паразитарное заболевание кожи, сопровождающееся тяжелым зудом. Степень зуда во многом зависит от особенностей иммунной реакции организма животного, у части животных зуд практически отсутствует, но у них определяется огромное количество клещей.

Возбудитель заболевания – клещ рода Sarcoptes scabiei var. canis. Данный клещ поражает в основном собак, лисиц и койотов, временно может вызывать зуд у людей и кошек. Заражение чаще происходит при прямом контакте здорового и больного животного, этому может способствовать посещение площадок для выгула, выставок собак, зоны ожидания ветеринарных клиник и посещение специалиста по груммингу. У диких и охотничьих собак, клещ часто передается при прямом контакте с мертвыми инфицированными лисами или после посещения их нор. Во внешней среде продолжительность жизни клеща крайне ограничена.

Общепринятое английское название: Sarcoptic Mange

Зудневая чесотка собак чаще отмечается у молодых животных (в возрасте до 2 лет), но болезнь может проявиться в любом возрасте животного.

Основным проявлением саркоптоза собак является интенсивный зуд, который развивается через 4-6 недель после контакта с больным животным. Вероятность развитие зуда никак не связана с сезоном года, и саркоптоз следует подозревать практически у любой собаки с тяжелым зудом. Также, зудневую чесотку собак следует подозревать в случае выраженного зуда, не отвечающего на лечение антигистаминными и кортикостероидными препаратами.

В начале заболевания поражаются локти, подмышки, края ушных раковин, низ живота и скакательные суставы (пятки). Изменения кожи при саркоптозе собак характеризуются в потере волос, покраснении, формировании точечных возвышений, перхоти и корок. При длительном течении кожные изменения распространяются все больше и больше, но верх тела животного обычно не затрагивается. У части животных отмечается лишь тяжелый зуд, но кожные поражения как таковые отсутствуют.

У людей при контакте с инфицированными собаками могут развиваться как зуд, так и незначительные кожные изменения в виде красных точечных возвышений. Зуд проходит сам по себе, либо при прекращении контакта, либо при успешном лечении собак. В случае не проходящего зуда у человека – ему следует обратиться к гуманному врачу.

Диагностика

Как говорилось выше, зудневая чесотка подозревается у любой собаки с интенсивным зудом. Нахождение яиц или клещей в соскобе служит подтверждением диагноза саркоптоза, но, при данном заболевании, идентифицировать паразитов достаточно тяжело (по разным источникам результативность обнаружения клещей в соскобах составляет от 10% до 50%). Во множестве случаев диагноз зудневой чесотки устанавливается по результатам диагностического лечения, когда в ответ на проведение противопаразитарной терапии исчезает зуд у животного. По сути, пробное лечение является основным методом диагностики саркоптоза собак.

Лечение и прогнозы

Лечение должно проводиться у всех находящих в контакте собак. На сегодняшний день существует множество эффективных методов уничтожения паразитов, выбор варианта зависит от финансовой состоятельности владельца и доступности препаратов.

В нашей клинике существуют два основных способа лечение саркоптоза, ничем не отличающиеся по эффективности:

1. Инъекции препарата ивермектин четыре раза с интервалом в 1 неделю (дешево, сердито, эффективно, всегда доступно).

2. Однократная дача изоксазолиновых препаратов (пр. бравекто, симпарика, нексгард). В цивилизованном мире ежеквартальная дача препарата «бравекто» расценивается как вариант нормы, при этом подавляется развитие ушных, подкожных и чесоточных клещей, предотвращается заражение бабезиозом (пироплазмозом) от иксодовых клещей, а также идет уничтожение популяции блох. Характеристика на данные препараты примерно, как на кандидата в члены КПСС, но преградами служит цена и доступность.

И в том и другом случае, ответ на лечение может занять некоторое время (до 4 недель).

Кроме противопаразитарного лечения, иногда приходится проводить терапию вторичной бактериальной инфекции кожи (пиодермии).

Прогнозы на полное выздоровление при саркоптозе собак – благоприятные. После переболевания иммунитет не формируется, и животное может вновь заразиться при повторном контакте с носителем клещей.

Ветеринарная клиника доктора Шубина. г. Балаково.