Диагностика и лечение хейлетиелеза

Хелетиелез – паразитарное заболевание кожи кошек, собак и кроликов, индуцированное проживанием на поверхности кожи клещей вида Cheyletiella. Хейлетиелез может также описываться как хейлетиелезный дерматит или гуляющая перхоть.

Трудно сказать об истинной распространенности данного дерматоза среди животных нашего региона, на приеме в ветеринарной клинике он встречается достаточно редко, в основном у кошек, и первичным поводом обращения часто служит не поражение животного, а зудящая сыпь у человека. У собак встречается крайне редко, современные ошейники от блох оказывают губительное действие на хейлетиел.

Хейлетиелез кошек и собак характерен тем, что при общении с больным животным у человека развивается сыпь в зоне контакта (пр. живот, руки), которая сопровождается образованием красных точек и тяжелым зудом. Есть много случаев, когда владелец обращается за помощью к гуманному дерматологу и данное поражение определяют как чесотку или аллергию. Без лечения пораженного хелейтиелезом животного и продолжающемся контакте с ним человека – кожные поражения не разрешаются, человек продолжает страдать от воспаления кожи.

Возбудитель

Хейлетиелез у кошек и собак способны вызывать три вида клещей Cheyletiella spp., они обладают некоторой специфичностью (для собак, кошек и кроликов по одному виду), но могут легко переходить от одного хозяина к другому. При исследовании паразитов под микроскопом можно определить конкретный вид клеща. Все три вида хейлетиел способны временно поражать контактирующих с больными животными людей.

Хейлетиеллы живут на поверхности кожи, не роют ходов, откладывают яйца и прикрепляют их тяжами к поверхности волоса. Полный цикл развития клещей занимает порядка 3 недель, за это время паразит проходит через четыре стадии: яйцо, личинка, нимфа и взрослая особь. Для развития обязательно наличие хозяина (кошка или собака), во внешней среде они быстро погибают. Наиболее устойчива во внешней среде взрослая самка паразита, она может выживать до 10 дней, яйца с волосом живут несколько дольше и в дальнейшем могут стать важным источником заражения.

Паразит от животного способен перейти к человеку, где живет не продолжительное время (около 3 недель) и способен вызвать серьезные кожные поражения. После заражения человека, в месте контакта, образуются красные зудящие точки, через некоторое время точки вскрываются и выделяется прозрачная желтая жидкость. Данная жидкость в покое образует корки, но они обычно сдираются человеком по причине тяжелого зуда. Для поддержания воспаления у человека необходимы повторные контакты с животным, пораженным хейлетиелезом, если контакт прекращается, то кожные поражения проходят сами по себе (примерный срок – 21 день).

Клинические признаки и диагностика

Внешние проявления хейлетиелеза у кошек и собак крайне разнообразны, животные могут быть носителями клеща без всяких внешних проявлений, либо у них отмечается зуд различной степени выраженности и кожные поражения на спине. Характерным и наиболее частым проявлением болезни у кошек и собак служит наличие перхоти (чешуек) на спине.

Окончательный диагноз хейлетиелеза кошек и собак ставится на основании обнаружения клещей или их яиц в кожных соскобах, что достаточно затруднительно. Суть в том, что при проведении кожных соскобов, соответствующей их обработке и исследованием их под микроскопом ложноотрицательные результаты у кошек получаются в 58% случаев, у собак в 15% случаев.

Обнаружение клещей под микроскопом – большая удача для ветеринарного врача, чаще всего приходится ставить диагноз по результатам пробного лечения. Заподозрить хейлетиелез можно по характерным поражениям у человека и наличию перхоти на спине у животного. В данном случае проводится антипаразитарное лечение хейлетиелеза по умолчанию и по его результатам ставится диагноз.

Фото 1. Поражение на животе владельца, характерное место где располагался кот пораженный хейлетиелезом. Клеща в соскобах обнаружить не удалось, но после диагностического лечения - поражения человека разрешились сами по себе в срок до 3 недель.

Хейлетиелез у собак и кошек излечивается достаточно легко, однократной обработки спреем «Фронтлайн» может быть достаточно для полного выздоровления животного и избавления от клеща. В нашей ветеринарной клинике в добавление к обработке «Фронтлайном» назначается терапия ивермектином, он вводится подкожно четырехкратно с интервалом в 1 неделю. При данном виде терапии у кошек происходит также излечение от отодектоза и нотоэдроза, эти клещевые поражения часто протекают одновременно с хейлетиелезом.

Существует множество других вариантов полного излечения хейлетиелеза, информацию о них следует обсуждать отдельно со специалистом ветеринарной клиники.

При лечение данного паразитоза антипаразитарная обработка окружающей среды не проводится, ввиду малого срока жизни клеща в окружающей среде. Следует помнить, что в попытке полного избавления от хейлетиелеза лечение должны проходить все контактирующие в доме животные, в противном случае развиваются рецидивы заболевания.