Химическая контрацепция кошек и собак (уколы против течки)

Контрацепция – обратимое подавление репродуктивной функции; кастрация (стерилизация) – необратимое подавление функции воспроизводства. Контрацепция у кошек и собак достигается посредством введения некоторых препаратов, т.е. не хирургическим методом.

В ветеринарии мелких домашних животных наибольший интерес представляет именно кастрация самок и самцов, химическая контрацепция кошек и собак в цивилизованном мире имеет очень ограниченное распространение, но в моем родном городе она приобрела некоторую массовость. Дале в тексте пойдет более полное информирование о данном феномене, и разъяснение почему именно сотрудники нашей клиники полностью отказались от таких методов.

Препараты против течки кошек и собак

На первом месте по доступности в России стоят сочетание препаратов классов прогестерона и эстрогенов (в классике сексбарьер, контрасекс). Данный вид препаратов широко распространен на постсоветском пространстве, аналогов в мировой ветеринарии найти достаточно сложно. Если взять основное действующее вещества класса прогестеронов, то современная ветеринарная медицина давно уже выпустила препарат, считающийся более безопасным. Многие владельцы отказались от использования данных препаратов ввиду их слабой эффективности.

На втором месте доступности, и на первом месте по распространенности находится препарат ковинан, который в своей основе содержит синтетический прогестерон (пролигестон), который принято считать наиболее безопасным для кошек и собак из всего этого класса препаратов. Именно о нем будет рассказано чуть подробнее, ввиду широкой доступности по цене.

И на третьем месте по распространенности стоят достаточно безопасные методы химической контрацепции кошек и собак. В данном случае применяется периодические введение под кожу животному некоторых имплантов (пр. мелатонин, серотонин). Однократное введение стоит порядка 100-200 евро, повторно вводятся примерно через полгода. Это достаточно цивилизованный метод подавления репродуктивной функции у самок, и чаще используется для отдыха племенного животного между течками. Данный вид контрацепции домашних животных могут себе позволить далеко не все владельцы.

Итак, у российского потребителя в реальной зоне доступности остается только препарат ковинан, активное действующее вещество которого является представителем класса прогестеронов.

Побочные эффекты от применения прогестеронов у кошек и собак

Существуют слабо значимые побочные эффекты от применения прогестеронов у кошек и собак и значительные, следует остановиться на последних. Использование прогестеронов у мелких домашних животных способно привести к развитию трех значимых заболеваний: пиометры (гнойное воспаление в матке), опухоли молочных желез и сахарного диабета. Точных данных по частоте встречаемости данных осложнений подавления течки на фоне применения ковинана пока недостаточно, но в практике приходится постоянно сталкиваться с пиометрой и опухолями молочных желез. Данные заболевания способны ухудшить качество жизни животного, или сократить ее продолжительность. Для сравнения, при рутинной кастрации в возрасте 5.5 месяцев риск развития пиометры исключается, и значительно сокращается риск развития опухолей молочных желез (у собак до нуля).

Подход к использованию прогестеронов для подавления течек кошек и собак в разных странах

На первом месте идет США, препараты данной группы вообще не лицензированы для использования в ветеринарии у кошек и собак, допустимым выходом является хирургическая кастрация (стерилизация) домашних любимцев. В странах Европы, данный вид препаратов допустимо использовать лишь кратковременно, полностью информируя владельца о вероятных побочных эффектах и о лучшем подходе в виде хирургической кастрации (стерилизации). В ряде стран, где моральные устои запрещают проведение операции на животных – единственным выходом является использование химической контрацепции. В родном городе широко распространено убеждение, что именно применение прогестеронов является лучшим выходом решения проблемы.

Преимущества и недостатки хирургической контрацепции кошек и собак

Позиция цивилизованного мира по подходу к контрацепции кошек и собак заключается в признании безоговорочных преимуществах именно хирургических методов (именно при этом снижается риск ряда заболеваний, улучшается качество жизни животного и увеличивается ее продолжительность). При соблюдении техники операции, принятой в цивилизованном мире – риск операционных осложнений минимальный (как наркозных, так и хирургических). Весь вопрос кроется лишь в грамотности людей, именующих себя ветеринарами – далеко не все способны исполнить грамотно это простейшее хирургическое вмешательство.

Заключение

Существует известная поговорка: «уровень цивилизованности общества определяется отношением к детям, старикам и животным». Ну и собственно, владельцу животного приходится выбирать чей подход ему ближе – подход, принятый в США, или же подход, принятый в Зимбабве.